ГЛАВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭП ДОКУМЕНТЫ МАТЕРИАЛЫ МЕТОДИКИ ЭКО-ТРАДИЦИИ ФОТОГАЛЕРЕЯ ГОСТЕВАЯ

Об особенностях модульного интегрированного курса экологической направленности (5-6 классы)

«ДОМ.ОЙКОС.ЭКОНОМИКА.ЭКОЛОГИЯ»
Заключительный урок по природоведению  в 5 классе.

«ПРОСТРАНСТВА РОССИИ». Семинар по курсу «география России» для 8 класса.

Тезисы: « Методические подходы к созданию пропедевтического и интегративного курсов естествознания».

Модель непрерывного экологического образования

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МОДУЛЬНОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 (5-6 классы)

Зам.директора по ОЭР Дальская Л.Т.

Один из факторов риска современной цивилизации – функциональная неграмотность. Причина тому, как отмечают педагоги и психологи «чистая», избавленная от психологии (субъект, индивидуальность, целесообразность) педагогика (урочно – отметочная система, конкретность, точность, определенность, монологовость, зарегулированность).
Реформирование и модификация школьного образования акцентирует, что школа сегодня должна ориентировать учащихся не столько на усвоение знаний, сколько на развитие познавательных и творческих способностей учащихся, на формирование ценностного и критического отношения к знанию, окружающей действительности, самому себе.
Только в условиях, когда ученик перестает чувствовать себя лишь объектом внешних воздействий, а превращается в субъект образовательного процесса, способного самостоятельно обретать, усваивать, оценивать и использовать знания, а так же осознавать себя участником учебного познания можно говорить о целесообразности организации процесса воспитания и обучения. О чем неоднократно подчеркивали И. Кант, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В. Библер и др.
Все это требует выработки новых подходов к образованию, новых технологий, коренного изменения характера образования.
Одним из инструментов, позволяющих решить подобную задачу, является построение образовательного процесса на основе самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся, подчеркивается в образовательных программах Москвы и России.
Тематический модуль – одна из форм организации междисциплинарного подхода к изучению экологических проблем в экологическом образовании – молодом направлении в педагогике российской школы. (Захлебный А.Н., Суравегина И.Т
.)
Вместе с тем модульные курсы экологической направленности есть способ реализации регионального компонента образования (Захлебный А.Н.).
Главной особенностью модульных региональных курсов экологической направленности должна стать их ориентированность на практическую деятельность, которая создает условия для социализации учащихся и формирования активной гражданской позиции.
«Первая задача школы – научить ребенка жить в общежитии, где он начинает осознавать самого себя, понимать свои обязательства по отношению к этому общежитию и приспосабливаться к общей жизни. Лишь, когда он достигнет успеха в этом отношении, он может культивировать чисто интеллектуальные запросы своего «я»…» (Дж. Дьюи).
Наиболее актуальными для регионального компонента экологического образования столичного мегаполиса являются следующие содержательные линии: экология региона (природа, сохранение природных параметров, экологические проблемы столичного мегаполиса и т.д.), особенности сохранения здоровья в условиях урбанизированной среды. (Демидова М.Ю.)
Модуль – это собственная исследовательская практика ребенка, способствующая целостному восприятию мира, ранней профессиональной ориентации учащихся и допрофильной подготовки.
Наш модульный курс «Комплексное исследование музея-заповедника «Коломенское»» рассчитан на 10 часов, является необходимым элементом курса естествознания для 5 класса.
Интегрированный курс «Естествознание» включает в себя элементы физики, химии, географии, геологии, биологии, экологии, экономики, и заключительным элементом 10-часовой модуль.
Цель курса «Естествознание» – сохранение природного, естественного поискового процесса мышления ребенка, его целесообразности, его монизма, его – «Что это такое?» – универсальной связи со средой, через построение образовательного процесса на основе самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся..
Задачи курса:
- организация процесса воспитания и обучения, чтобы он был непротиворечив природе развивающего, познающего человека, т.е. был экологичным;
- согласование логики развертывания и взаимодействия предметных тем и логики развития ребенка;
- ориентированность на практическую деятельность, придание ему личностной и социальной значимости за счет использования местного материала;
- обнаружение зазора между пониманием и познанием.
Содержание модульного курса (курс включает 4 (по 2 часа) урока-экскурсии, для которых подготовлены рабочие тетради):
- историко-архитектурные памятники;
- колокола Коломенского;
- природные памятники Коломенского;
- ландшафтный дизайн.
Модуль включен в курс естествознания как завершающий элемент, является надпредметным методом познания. Дает возможность практическому выходу познания. При этом практическим будет то, что возможно через самопознание: изучая связь взаимосвязь компонентов своего «заповедного островка», мы познаем элементы экологической культуры общества, становимся внимательными к окружающему.
В модуле предусмотрены следующие методы, отвечающие целям и задачам курса:
- проектной деятельности;
- проблемно-поисковые;
- практические (опытны, наблюдения);
Формы учебной творческой деятельности:
- экскурсии в природу, музей-заповедник. «Экскурсия – как считал Л.Н.Толстой – метод натуральной наглядности»;
- практические занятия групповые, индивидуальные в музее-заповеднике – нашей учебной лаборатории;
- исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- защита проектов
- участие в рабочих встречах по охране заповедников, экологических фестивалях
Конференции
Практические методы и формы учебной творческой деятельности дают возможность:
- наблюдению, открытию, удивлению;
- познание через деятельность;
- совместной деятельности;
- обеспечение «личностно-смыслового пространства и времени»;
- профессиональной ориентации в будущем;
- выявление знания и возможности познания;
- творческого овладения методами деятельности;
- приобщения к отбору информации;
- конструирования знания;
- доверия и ответственности;
- формирования у обучающихся видения логики и смысла изучаемого предмета;
- изучение того, что окружает (родной край, его природа, природные объекты, реальные проблемы местного характера);
- выявить ценности, таящиеся в русской культуре;
- осознать связь «Я – частичка моего народа», «Я – частица природы»;
- становлению традиции экологической культуры;
- ответственности за происходящее в моем «заповедном островке».
Модульное обучение строится, организуется так, чтобы ребенок оказывался в позиции исследователя.
В собственно исследовательской работе происходит становление учащегося – человека, способного учить самого себя.
Активные формы обучения обеспечивают ученику режим наибольшего благоприятствования – возможности отвечать на собственные вопросы. при этом, подчеркиваем, отсутствуют внешнее оценивание (проверка, поучение, закрепление, контроль, правильно-неправильно), но приходит понимание «конечного результата».
Занятия по естествознанию мы каждый раз начинаем с выяснения детских вопросов: что меня интересует на какие вопросы я хотел бы найти ответ. Это дает возможность выяснить кругозор, круг интересов учащегося, что важно при поиске подходов, методов и форм деятельности в курсе обучения.
Не менее важным моментом в этом поиске является и проведение исходного и заключительного(в учебном году) психолого-педагогического мониторинга. У нас он проводится по методике «Натурфил», предназначен для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе, соотношения знания, понимания, поведения, действия.
Следует подчеркнуть, что приоритет активных (проектно-исследовательских) форм обучения – одно из условий и здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих экологичность процесса образования и воспитания.
“Первая ближайшая задача духовного развития человека как раз в том и состоит, чтобы найти путь к его собственной задаче и пробиться к смыслу жизни в его единственности и неповторимости. А что касается его внутренних возможностей, то есть вопроса, как он может распознать, на что направлена ответственность его конкретного бытия, то тут не остается ничего лучшего, чем придерживаться совета Гете:”Как можно узнать самого себя? Путем наблюдения - никогда, но лишь путем действия. Старайся выполнять свой долг, и ты сразу же узнаешь, кто ты. Но что есть твой долг? Требование дня.” Понимание жизненной задачи имеет исключительную психотерапевтическую и психогигиеническую ценность.” (В. Франк 1999).
Построение обучения, не просто связанного со смыслом, а направленного на преимущественное развитие смысловой сферы существенно влияет на здоровье людей. (Кравцова Е. Е.)
Таким образом здоровье и характер обучения и воспитания тесно взаимосвязаны.
Немаловажный момент – экокультура педагогического коллектива. «Самая главная причина, почему нынешняя школа, не может сорганизовываться в естественный союз, заключается в том, что в ней совершенно отсутствует элемент общей и производительной деятельности». (Дж. Дьюи)
Отсутствие совместной деятельности противостоит цели творения. Обеспечивает существование для самого себя. Две конфликтующие цели – отсутствие ценностей, культуры, начало конфликта (ученик – учитель, школа – родители, ученик – ученик)


Литература:
Городская целевая программа ”Модернизация московского образования (столичное образование-3)”-М., Центр “Школьная книга”, 2001.
Демидова М.Ю. “Модульные курсы экологической направленности как способ реализации регионального компонента образования” - сб. Экологическое образование: эколого-культурные традиции и инновации – М., 2006.
Дьюи Дж. “Школа будущего” – Берлин, 1922.
Дальская Л. Т. К методологии природообразной деятельности учащихся в интегрированном курсе “Естествознание” - материалы конференции: ”Образовательные технологии” -М., 2005.
Дальская Л. Т., Иванушкина Н. П., Пенюкова И. Б., Харитонова Е. С. “Методические рекомендации к модулю “Комплексное исследование музея-заповедника “Коломенское””деятельность учащихся” – Москва, 2005
А.Н. Экологическое образование в столичном мегаполисе: содержание регионального компонента – сб. Экологическое образование – Москва, 2006.
Кравцова Е. Е. Смысл и образование. Материалы конференции к 100-летию В. Франкла “Проблема смысла в науках о человеке” - Москва, 2005.
Суравегина И. Т. Здоровье человека как экологическая проблема - журнал «Экология и жизнь» №1, 2006.
Франкл В.. Психотерапия на практике. – С. Пб. “Ковента”, 1999.

 

 

115446, Россия, г.Москва, ЮАО,  район Нагатино-Садовники, Коломенский проезд, д.16, ГОУ СОШ № 940.

телефон директора: (499) 618 21 94  e-mail: sch940@mtu-net.ru

Используются технологии uCoz