ГЛАВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭП ДОКУМЕНТЫ МАТЕРИАЛЫ МЕТОДИКИ ЭКО-ТРАДИЦИИ ФОТОГАЛЕРЕЯ ГОСТЕВАЯ

Об особенностях модульного интегрированного курса экологической направленности (5-6 классы).

«ДОМ.ОЙКОС.ЭКОНОМИКА.ЭКОЛОГИЯ»
Заключительный урок по природоведению  в 5 классе.

«ПРОСТРАНСТВА РОССИИ». Семинар по курсу «география России» для 8 класса.

Тезисы: « Методические подходы к созданию пропедевтического и интегративного курсов естествознания».

Модель непрерывного экологического образования

Семинар «ПРОСТРАНСТВА РОССИИ»

по курсу «география России»

 
Цель семинара: выявить особенности экологического времени – связи прошлого, настоящего и будущего.

Задачи:

- развить навыки работы с текстом;
- умение использовать причинно-следственный анализ;
- обосновать суждение;
- умение делать выводы и формулировать их.

Оборудование:

- физическая и политическая карта России;
- книга «Пространства России» (хрестоматия по географии России, - М., «МИРОС», 1994.)

Экологическое время – время существования культуры, включает в себя понимание сопряженности традиционных житейских планов с процессами в природной среде. Как жили наши деды, в каких условиях, каков был характер деятельности, какие проблемы (экологические, социальные) он породил? Что нужно сохранить, а что изменит в будущем?
Мне интересно услышать ваше мнение, вам – узнать, что волновало и как видели Россию и ее будущее те, кому судьба Родины была не безразлична. Совпадают ли ваши мнения?

Познакомьтесь с предложенными тестами и вопросами для обсуждения и заданиями. Последние составлены по хрестоматии «Пространства России».

1. Россия – факт географический.

a) «Есть один факт, который властно господствует над нашим историческим движением… Этот факт – географический.» (П. Чаадаев «Апология сумасшедшего», 1887)

«…мы лишь геологический продукт обширных пространств, куда нас забросила неведомая центробежная сила, лишь любопытная страница физической географии.»
(П. Чаадаев «Отрывки и разные мысли», 1828 -50 гг.)

Прав ли Чаадаев, говоря о тесной связи исторического с географическим фактором? (подтвердите или опровергните его положение).

б) Проанализируйте отрывки из работ:

М.Бердяев «Судьба России» (хрестоматия с.79-82)
В.Ключевский «Курс русской истории» (там же, с.85-86)
Г.Вернадский «Начертание русской истории» (с.96-98)
Н.Федоров «Философия общего дела» (там же с.31-31)

Выделите моменты взаимосвязи географии, психологии, истории – характерные для России.

в) «… Это распашка нови рядом с погребением, это – канун, соприкасающийся с завтрашним днем, это трудное зарождение и тяжкая агония. Здесь все пахнет известью, ничто не докончено, ничего не готово для жилья, всюду строительный лом, голые степи; там – все пахнет плесенью, все становится нежилым, всюду трещины, обломки, мусор.
Крестьянин, живущий в этих домишках – все в том же положении, в каком застигли его кочующие полчища Чингиз-хана. События последних веков пронеслись над его головой, даже не заставив его задуматься. Это промежуточное существование – между геологией и историей. У этой формации особый характер, образ жизни, физиология, но нет биографии…»

Кто дал эту характеристику России? К какому времени она относится? Согласны ли вы с автором?
(Обратите внимание на слова: «есть физиология, но нет биографии»).

2. Русские столицы

а) Раскройте положение: «В географии многочисленных русских столиц как в капле воды отражена история России».
б) Москву часто называют географическим центром Европейской России… Почему?
в) Н.И.Анциферов в работе «Душа Петербурга. 1922 г.» говорил о возможных путях развития Российского народа: «… который должен либо стать навозом для удобрения культур своих счастливых соседей, либо победить, встав на путь завоевательной политики…».
Согласны ли вы с автором?
г) С появлением Петербурга связывают существование Российской империи, сменившей собою Московское царство (см.: В.Белинский. Петербург и Москва. 1845. Хрестоматия с.87-88).
Почему? Речь идет об империи, царстве… А существовала ли Российская цивилизация?
Как соотносятся понятия империя, царство, цивилизация, культура?

3. Что же такое Россия? Русь?

а) Какова специфика взаимосвязи географического пространства, истории и психологии русского человека?
б) На основе рассмотренного смоделируйте возможные пути развития России.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Русские столицы Москва и Петербург». Хрестоматия, М., МИРОС, 1993 г.
2. Пространство России. Хрестоматия, М., МИРОС, 1993 г.
3. А.Рамбо. Живая история древней и новой России. М., «Современник», 1994 г., с. 3-20.
4. Знание-Сила, 3/1993 г., Родоман.
5. И.Т. Суравегина. Понятие времени в экологическом образовании. Биология в школе. №5, 2004.

 

115446, Россия, г.Москва, ЮАО,  район Нагатино-Садовники, Коломенский проезд, д.16, ГОУ СОШ № 940.

телефон директора: (499) 618 21 94  e-mail: sch940@mtu-net.ru

Используются технологии uCoz