ГЛАВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭП ДОКУМЕНТЫ МАТЕРИАЛЫ МЕТОДИКИ ЭКО-ТРАДИЦИИ ФОТОГАЛЕРЕЯ ГОСТЕВАЯ

Об особенностях модульного интегрированного курса экологической направленности (5-6 классы).

«ДОМ.ОЙКОС.ЭКОНОМИКА.ЭКОЛОГИЯ»
Заключительный урок по природоведению  в 5 классе.

«ПРОСТРАНСТВА РОССИИ». Семинар по курсу «география России» для 8 класса.

Тезисы: « Методические подходы к созданию пропедевтического и интегративного курсов естествознания».

Модель непрерывного экологического образования

«ДОМ.ОЙКОС.ЭКОНОМИКА.ЭКОЛОГИЯ»

Заключительный урок по природоведению в 5 классе.
 

Цель урока:

- развитие творческой познавательной активности;
- конкретизация представлений:
- о взаимосвязях и взаимозависимости в природе;
- о мире как единой, взаимодействующей системе;
- о границах деятельности человека;
- о влиянии собственных ценностей и убеждений на окружение.

Задачи:

- актуализация знаний;
- согласование и координация совместной деятельности;
- исследование несложных практических ситуаций;
- выделение причинно-следственных отношений.
- поиск решений.

Оборудование: клубок ниток, таблички с рисунками (трава, осина, заяц, почва, человек и т.д.), ручки, карандаши, бумага, атлас по истории Древнего мира, физической географии.

ХОД УРОКА

Знакомим учащихся с темой и задачами урока.
Сегодня вы – ученые-исследователи, и вам нужно решить проблему, которую люди решали и решают до сих пор: как жить в природной среде, чтобы не вредить, не нарушать ее, как сохранить хрупкое равновесие.
Тема нашего урока и задачи записаны на доске. Познакомьтесь. Согласны ли вы с такой последовательностью задач, может будут какие-либо дополнения?

Задача:

1. Выяснить, уточнить понятия «дом», «ойкос» их границы.
2. Выяснить взаимозависимости, т.е. закон существования дома (экология).
3. Выработать правила поведения в «доме».
4. Возможна ли деятельность без нарушения природного ландшафта (экономика).
5. Как уменьшить отрицательное влияние хозяйственной деятельность человека на природу (экономика).

Начинаем с уточнения понятий «дом», «ойкос». Работаем с атласом Древнего мира: границы существования древнего человека, средневековья.
Вспоминаем «как древние представляли себе Вселенную». Зависимость представления о местообразовании («Вселенная») от географического пространства.
Так как занятие это заключительное, дети уже знакомы с науками о природе (экология).С «экономикой» встречаются, слышат повседневно. Обращаемся к учащимся: «экологи», напомните, что изучает наука экология? А экономика?
Выслушать мнения учащихся. Некоторые положения из высказанного можно записать на доске.
Обобщаем, акцентируя внимание учащихся на взаимосвязях, взаимозависимости между компонентами живой природы, и человеке как одном из компонентов.

«Ойкос» дом, хозяйство. Слово это греческое. С корнем «ойкос», «экос» науки экономика и экология. Экономика – сложное слово. Состоит из двух корней: «ойкос» и «номос». «Ойкос» – мы узнали его значение, «номос» – закон. Значит экономика – это законы ведения домашнего хозяйства.

Сейчас понятие «экономика» относится к хозяйству не только дома, семьи, но и города, страны, общества в целом. Само название этой науки было дано великим ученых Древней Греции Аристотелем.

Экономика как наука решает очень важную проблему человечества – как использовать имеющиеся ограниченные ресурсы нашей планеты, страны для своих неограниченных потребностей и жизненных благ.

Экология – «экос» и «логос» – наука о законах, взаимосвязях и взаимозависимости в природе, «доме», «местообитании». Знание этих законов должно помочь экономике решить вопрос о поведении людей при выборе методов ведения хозяйства, увидеть возможные последствия, определить пределы своей деятельности и решить какие потребности жизненно необходимы, а без каких можно обойтись. Наш дом – «ойкос», природный дом вся планета, наше местообитание – квартира, школа, район, город, ландшафт, заповедник.

Постарайтесь понять и ощутить, что все окружающее не для человека, человек – сын природы и отношение его к природе должно быть этичными (уважительным) и логичным (мудрое).

Это понимал человек на заре своего становления. И пока не существовало наук экологии и экономики, знания о природе, ее тайнах и красоте, закономерностях, дающих возможность прогнозировать обобщались и передавались из поколения в поколение в фольклоре, т.е. в народной мудрости.

Природа в фольклоре – не только кров над головой, источник ресурсов, но ее красота – источник духовной жизни человека (восходы и закаты, стрекотание сверчка и кузнечика, пение птиц, шум деревьев, молния и раскаты грома).

Ощутить себя частичкой природы нам поможет игра «Нити жизни».

Дети, встаньте в круг (учитель стоит в стороне и держит в руках клубок ниток).
Учитель: кто может назвать какое-нибудь растение, произрастающее в нашей местности?
Ученик: Осина.
Учитель: Хорошо. Пожалуйста, сударыня Осина, вот вам конец нити. Есть ли у нас животное, которое питается осиной, например ее корой?
Ученик: Заяц!
Учитель: Прекрасно. Многоуважаемый заяц, держите-ка нитку: вы связаны с Осиной, потому что поедаете кору на обед. Ну, а у кого будет на обед Заяц?

Продолжайте соединять детей нитью, выявляя взаимоотношения между членами природного сообщества. Вводятся новые связи и новые элементы – такие как микроорганизмы, насекомые, трава, человек, почва, вода, рыба…- пока все дети не будут объединены в единое целое, образовав «нити жизни». Таким образом вы создадите свою собственную экосистему.
Демонстрируем необходимость каждого члена сообщества для поддержания природного равновесия. Удалим одного ребенка из круга, придумав подходящую причину. Например, предположим человек срубил дерево. Падая, оно потянет за собой за собой нить. Значит каждый, кто почувствует, как натянулась нить, тем или иным образом страдает от гибели дерева. Пусть дети, ощутившие натяжение нити потянут ее еще сильнее. Этот процесс продолжается пока все в кругу не ощутят, что их тоже затронула гибель дерева.

После проведения игры делим класс на группы «исследователей». Каждая группа вырабатывает правила поведения в «Доме», беря за основу законы взаимосвязи, взаимозависимости, которые выявлены в игре.

Обсуждаем правила каждой группы. Приходим к выводу: чтобы дом существовал и всем жителям жилось уютно, нужно думать не только о себе, но и других жителях дома. И, исходя, взаимосвязей, мы сохраним на более длительный срок комфортные условия и своего существования. Законы дома (квартира, подъезд, дача, лес, ландшафт, планета) – и есть экология.

Как у Маленького Принца: «встал поутру – убери свою планету» - добавляет ученик.

Приступаем к решению: а возможна ли деятельность без нарушения природной среды?

Группы приступают к исследованию (атлас по физической географии позволит выбрать конкретное местообитание) и предлагают свои варианты. После обсуждения приходим к выводу. Варианты решения записываем, это будут предложения о необходимости рационального ведения хозяйства (не брать больше, чем необходимо; по мере возможности возмещать то, что было взято из среды, как это происходит в природе, т.е. деятельность должна быть экономной «беря думай, зачем и сколько, что последует»). Экономичное ведение хозяйства и будет экологичным.

Домашнее задание: у нас предстоит экскурсия в природно-исторический музей-заповедник «Коломенское». Подумайте, наше пребывание в заповеднике может как–то сказаться на его природе? Положительно? Отрицательно?
Как уменьшить нежелательное влияние?

Исходя из тех знаний об экологии и экономики, которые мы получили на уроке, составьте правила пребывания в заповеднике. Учтите всех жителей его. Составьте «нити жизни» Заповедника. Выделите причину и следствие возможного его нарушения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. А.А.Плешаков. Природоведение. – М., Дрофа, 2000.
2. Вестник АсЭко № 3 1999
3. Дж.Хассард. Уроки естествознания. – М., центр «Экология и образование» 1993.
4. Журнал «Биология в школе» № 3, 2004

 

115446, Россия, г.Москва, ЮАО,  район Нагатино-Садовники, Коломенский проезд, д.16, ГОУ СОШ № 940.

телефон директора: (499) 618 21 94  e-mail: sch940@mtu-net.ru

Используются технологии uCoz