ГЛАВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭП ДОКУМЕНТЫ МАТЕРИАЛЫ МЕТОДИКИ ЭКО-ТРАДИЦИИ ФОТОГАЛЕРЕЯ ГОСТЕВАЯ

Методологические проблемы курса "Экология и устойчивое развитие"

Список публикаций

Рабочая тетрадь

Сценарий экологического спектакля по произведению М.М.Пришвина
«СТАРЫЙ ГРИБ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий экологического спектакля по произведению М.М.Пришвина
«СТАРЫЙ ГРИБ»

 

 

 

 

 


Автор: Дальская Любовь Тимофеевна.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУРСА «ЭКОЛОГИЯ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ»

1. В истории науки выделяются две тенденции: дифференциация и интеграция. В будущем, как предсказывали классики философии, следует ожидать возникновения новых отраслей научного знания на стыке частных наук, востребованных особенностями (социальными, экономическими) времени.
Экология – это интегрированное направление научного знания. Необходимость интеграции – это требование современности. Информация превратилась в глобальный ресурс человечества. «Цивилизация вступила в новую эпоху – эпоху интенсивного освоения его и «неслыханных возможностей феномена «управления»» [16].
Необходимость интеграции – это одна проблема, другая – кто будет управлять? С какими целями и нравственными установками. «Весь вопрос в том, что за человек подчинит культуру себе, каким он проявит себя с ее помощью [25].
К актуальности проблемы можно добавить и следующие особенности социального развития нашего времени:
- происходит резкая смена социальных условий, что требует социальной динамичности личности;
- глобализм, столкновение культур;
- информационный вал;
- господство виртуальной реальности над объективной;
- орудийная цивилизация (ТВ, Интернет, компьютер), исключающая субъективное, личностно-смысловое пространство;
- дефицит человеческого общения;
- идеальное (культура и ее достижения) не становится реальным, «физикой развития», она становится средством воздействия, далеко не положительного;
- дефицит непосредственного восприятия и переживания природы.

2. Вопрос о соотношении природы и общества не нов. Классики немецкой философии считали, что у природы может быть «последняя цель» в отношении человека – культура [12], - что может подготовить человека к его Свободе.
Кант различал внутри культуры «культуру воспитания» и «культуру умений».
Культура воспитания преследует цель возвысить до «всеобщего». Культура «умений» охватывает средства достижимости поставленных целей.
Последнюю цель природы в отношении человека и человеческого рода, возможно осуществить гражданским обществом, всемирно-гражданским целым как системе всех государств в создании этической природы всех людей «… необходимо признать, что проявление воли, человеческие поступки, подобно всякому другому явлению природы, определяются общими законами природы» [12]. Цели, реализуемые культурой – это цели природы ( а не цели свободы) и вовсе не наши цели – писал И.Кант – хотя при определенных условиях могут стать и нашими.
Специфическими вариантами трактовки культуры является понятие «образования» - у Гегеля и последующих последователей. Культура, обладая целостностью, всеобщностью, имеет свой онтологический статус только в человеке. «Новым всеобщим становится … цельный, но индивидуальный бытийный субъект», включающий в себя и грань эстетического отношения к миру в царстве безусловной моральной добродетели [8].
Раскрыть общее через индивидуальность, так как кто достигает всеобщее значимой истины, не понимает себя (Гете). Глобализация, Определяя основание будущей культуры в научно-техническом прогрессе, философы указывают на нравственную индифферентность техники и подчеркивают ответственность человека за цели ее применения.
Истоки кризиса современной культуры, пишет Швейцер, «в том, что отдельный человек перестает быть полноправным представителем народа, становится единицей массы, без своего подлинного мира, корней и почвы», становится управляемым, взаимозаменяемым. Какая тут ответственность?
В процессе конвейрезации и механизации производства и рыночных отношений теряется человеком творческая сущность труда. А возникновение и развитие культуры, связанно с творческой деятельностью человека и расширением и упрочением солидарности между людьми, ее стрежень – нравственность.
Следует обратить внимание на такую причину, как утрата мировоззрения. Если же человек и общество лишаются опорных мировоззренческих представлений, наступает своеобразный культурный вакуум, «для общества, как и индивида, жизнь без мировоззрения, представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентации». Способность человека быть носителем культуры, т.е. понимать ее и действовать во имя ее, зависит от того, в каком мире он является одновременно мыслящим и свободным существом [24].
Интересны работы А.Ф.Лосева, М.М.Бахтина об индивидуальных аспектах культуротворчества. По Бахтину, онтологическим условием существования «Я», условием жизни духовно-переживающей личности, ибо путь спасения «Я» возможен через спасение души, а «душа – это дар моего духа другому» [2].
Только в состоянии нетождественности самой себе вступая в со-бытие (диалог) с уникальностью другого, личность достигает подлинной жизни и обретает собственную уникальность, творя новый мир понимающего и самоутверждающегося духа, т.е. культуру. Процесс творчества культуры М.М.Бахтин понимал не как эманацию в личность трансцендентных сущностей, а как самоопределение в диалектическом взаимоотношении, взаимообмене между «я», «другими» и социальной общностью [2].
Растущей ответственности человека за самого себя, за собственную судьбу, должно сопутствовать возрастающее ощущение связанности, дополнения с другими [15].
Возникает вопрос – появляется ли этика «более гуманная», попросту тогда, когда отсутствуют проблемы, катастрофы или только катастрофы заставляют увидеть друг друга?
Сегодня проблему этики в более широком смысле как поиски оптимальных гарантий защиты развивающегося человечества от него самого [15].
Результирующий рост человечества будет зависеть от путей развития производительных сил и самой организации общества, кооперативных феноменов в человеческой популяции [16].
Исстари и до сих пор мы использовали только один вид технологии – направленных на производство энергии и предметов, т.е. они служили нам непосредственно. Их развитие привело к нарушению самовосстанавливающегося равновесия в биосфере и поэтому следующий шаг в развитии технологии имеет одну исключительную задачу – поддержать это поколебленное равновесие. Задача этих технологий – не наше благоденствие, а спасение всего земного, жизненного пространства [15].

3.Сложившаяся в настоящее время культура дает внутреннее ограничение на численность населения земли, на его качественное развитие [16].
Каковы особенности современной культуры? В литературе современную культуру характеризуют как время агрессивного индивидуализма. Характерный для нее тип человека – это человек массовой культуры, человек-актор. Порождение рыночно-технологической эпохи, разумный эгоист, человек без ценностей [14].
В условиях скоростных социальных изменений он очень адаптивен, но нивелирует в себе главные человеческие свойства: не умеет живо воспринимать окружающее, эмоционально непосредственно реагировать на происходящее, формирует в себе «защитный панцирь» заранее отработанных реакций, сам себя типизирует и деиндивидуализирует [1].
Одна из его характерных черт – самозванство, претензия на некоторую исключительность, на власть, право получения особого статуса в социуме, - не всегда с целью получения неких материальных благ, важен сам факт признания особенности [22].
Причина тому – революция информатизованных технологий, когда адресат в интернете лишается всяких возрастных, половых, этических признаков. Личность предстает как странник, навигатор – а главное, человек без свойств. В наши дни проблема традиционно понимаемая как ценностно-отнологическая, предстает проблемой манипулятивно-процессуальной. Не творческая деловая активность, основной корректировщик становления личности, а обыденный опыт. И такой опыт («мне так удобно», «что хочу то делаю», «а что он») не что иное, как самозванство.
Современная личность не просто продукт мегаполиса, а как проект в условиях глобализации и информатизации. Это не человек организации, носитель корпоративной культуры и корпоративного духа. Он работает на себя, наше время само-названства, само-идентификации. Самозванство – универсалия современной культуры и персонологии. Оно становится уделом каждого, подчеркивает Тульчинский Г.Л.
«Граница личности – есть граница стыда» - по выражению Вл.Соловьева. В наше время стыд – нравственное совершенство – отходит на задний план. На переднем – гордая самоподача, выделенность, востребованность личная. Однако при нарушении принципа адекватности эго-системы экологической среде, личность оказывается несбалансированной и, в сущности, не приспособленной к существованию в социо-культурной среде.
В этих условиях возникла насущная необходимость постижения человеком своей собственной истории и культуры под новым мировоззренческим углом. Взаимозависимость людей в современном мире – определяет задачу превращения человека в единый субъект действия [1].
Главная задача нашего времени – не борьба за свободу, а как пережить эту свободу. Искушение свободой оборачивается самозванством, требующего изменения отношения к себя окружающих. «Поколение, которое мучилось, «выходом из ядерной эпохи», оказалось перед эпохой «бомбы человеческой»» [9].
Изменения в культуре стали причиной таких качественных изменений человечества, как его здоровье. Отсутствие цели и смысла жизни, порождает, как утверждает В.Франкл, ноогенные неврозы.
Обращает на себя внимание широкое распространение среди детей синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, импульсивностью [17]. Проявляется у детей как дошкольного, так и школьного возраста. У последних он становится, как считают психологи, причиной ШД – школьной дезадаптации.
Следует отметить и такие факторы нашего времени как:
- сенсорная депривация: недостаток информации, идущей в мозг ребенка, от органов чувств,
- информационный голод, недостаток внимания к ребенку родителей, занятых зарабатыванием денег,
- увлечением телевидением, компьютерными играми, когда подавляется потребность общения с природой, что ведет к нарушению межанализаторных связей.
Психологически безграмотные, к тому же сегодняшние родители – это поколение подростков перестройки, чье созревание проходило в смутное время. Ценности прежней эпохи уже отодвинулись, а новые ориентиры и идеалы еще не сформировались. Выросшие в агрессивной обстановке постоянного «выживания», они несут эту агрессию в свои семьи. Добавьте сюда еще страхи и напряженность людей, разрыв родственных связей... как неуютно, беспросветно и холодно чувствует себя нынешний ребенок.
Сегодня, по данным В.П.Казначеева, снижение репродуктивного здоровья населения не только в увеличении числа бесплодных браков, но и в утрате информационных связей поколений, этнокультурных традиций воспитания. Опыт народного воспитания, который можно назвать этнопедагогика, по своему содержанию, структуре существенно отличается от традиционного школьного обучения – он забыт.

4. Отмеченные социальные изменения вызвали общемировой кризис в образовании. Вместе с тем возникли новые перспективы теории и практики воспитания:
- целостность психического мира человека предполагает тесную связь между умственным развитием человека и его нравственностью.
- остижения единства между ценностно-мировоззренческими установками личности и развитием интеллектуальных способностей личности становится особой задачей современного образования.
- образование должно быть ориентировано на сущностные свойства человека с целью уменьшения заложенностей уже в самих условиях современного социо-культурного существования «фрагментарности», «дискретности», «мозаичности» личностных черт индивида. Ведущими целями образования общекультурные ориентиры, где чисто знаниевый подход уступает место смысл-творчеству [1].
- в этих условиях развертывание и формирование собственных смыслов – что возможно только в диалоге, в общении с природой, с иной культурой [4].
В стандартах общего образования подчеркивается, что овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры являются необходимым условием развития и социализации учащихся. Выделенные моменты мы объединили бы как принцип экологической сообразности педагогического пространства. В соответствие с этим принципом необходимо:
- создать условия для развития природной целесообразности познания ребенка.
Посредством:
- открытия предметной деятельности мира, исполненного проблематичности, увидеть творческую задачу, «вызов», «приглашение к развитию»;
- активации детского самобытно-мифологического восприятия действительности средствами соответствующей культурной предметности (текстов, бытовой тематики, сказки с учетом психологического типа учащегося, детских вопросов, игр, танцев);
- совместно-раздельной деятельности;
- интеграции содержания;
- творческого овладения методами деятельности;
- приобщения к самостоятельному отбору и творческому преобразованию информации, наработки нового знания, конструирование знания, оперирование методом анализа и синтеза;
- диалога культур (взрослый – ребенок, ученик – ученик, русские духовные традиции, местные народные культуры).

Литература:

1. Бабошина Е.Б. Культуросообразные характеристики современной личности как ориентиры образования. Ж. «Мир психологии», №1, 2005. Стр.190-199.
2. Бахтин М.М. Поэтика культуры – М.,1991.
3. Бейтсон Г. Экология разума. М.,2000.
4. Библер В.С. Диалог.Сознание.Культура. – М.,1991.
5. Бойко В.С. Время реакции человека. - М., Медицина, 1964.
6. Выготский Л.С. Проблема сознания – СС, т.1.
7. Выготский Л.С. Учение об эмоциях – СС, т.6.
8. Гегель. Философия истории. Сочинения, т.VIII, М-Л., 1935.
9. Гуревич П.С. Феномен деантропологизации человека. Журнал «Вопросы философии» № 3 2009, стр.8.
10. Дзятковская Е.Н. Образование и (или) здоровье. – М., 2007.
11. Дудчик С.В. Эскорт познавательных интересов школьника. – журнал «Естествознание» № 1, 2004, с.53.
12. Кант И. Критика чистого разума – М., 1959.
13. Красилов В.А. Об адекватности биологических и духовных систем. Журнал «Экология и жизнь» № 3 2007 год. Стр.79.
14. Кутырев В.А. Человек 21 века: уходящая натура. Журнал «Человек», № 1 2001.
15. Лем.С. Диалоги. М.,2005.
16. Майер Б.О. Образование: философско-антропологические аспекты динамики численности населения. Сборник «Философия образования», № 1, 2004, стр.269-274.
17. Материалы международной конференции «Физиология развития человека», июнь 2009.
18. Образовательный стандарт основного общего образования по природоведению, журнал «Естествознание» № 2, 2004, с.3-5.
19. Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы – М., 2001.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – М., 1940.
21. Суматохин С.В. Обновление содержания естественнонаучного образования. Основные направления обновления содержания образования в Федеральном компоненте государственного стандартна общего образования по предметам естественнонаучного цикла, журнал «Естествознание», № 1, 2004.
22. Тульчинский Г.Л. Новая антропология. Личность в перспективе пост-человечности. Журнал «Вопросы философии», № 4, 2009.
23. Фомин А.С. «Феномен «танец» в философии образования», ж. «Философия образования», 2, 2004. С.269.
24. Швейцер А. «Благоговение перед жизнью», М., 1992.
25. Ясперс К. «Истоки истории и ее цель», М., 1991.
 




СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ
Участников ГЭП школы 940:
 

1. “Особенности занятий по пропедевтическому курсу естествознания” (тезисы) – Сб. Материалов научно-практической конференции – М., 2004 – Дальская Л.Т.
2. “К методологии природносообразной деятельности учащихся в интегрированном курсе “Естествознание” – Сб. Образовательные технологии XXI в.. Материалы конференции 8 апреля 2005 г. – Дальская Л.Т.
3. “Сценарий литературного кафе “Осень” (6-7 класс) – В сб. Образовательные технологии XXI в.” Материалы конференции 8 апреля 2005 г. – Арсеничева Е.А.
4. «География культур», элективный курс для учащихся 10-11 классов, -Сборник «Факультативные курсы в системе естественно-научного образования школьников» вып.1 – М., 2005.

Разработаны, и находятся в печати: уроки с экологическим направлением с учётом регионального компонента:

1. “Образ места” Харитонова Е.С.
2. “Экологическое путешествие по теме “Цветок и плод”” Пенюкова И.Б.
3. “Использование новейших технологий на уроках рукоделия в 5 кл. (вторая жизнь вещей)” Иванушкина Н.П.
4. “Неповторимая планета Земля” Дальская Л.Т.
5. “Дом. Ойкос. Экономика. Экология” (заключительный урок по природоведению в 5 кл.) Дальская Л.Т.
6. “Пространства России” (семинар – урок 6-8 кл.) Дальская Л.Т.



Дальская Л.Т.
ГОУ СОШ № 940

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПРИРОДНЫЕ ПАМЯТНИКИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА "КОЛОМЕНСКОЕ"

(5-6 класс)

СХЕМА МАРШРУТА «ПРИРОДНЫЕ ПАМЯТНИКИ КОЛОМЕНСКОГО»
 
1.

Древние дубы

 
2.

Голосов овраг

 
3.

Девий камень

 
4.

Гусь-камень

 

1. Природные памятники музея-заповедника Коломенское.
Что означает такое сочетание в названии «Коломенского»?
а) почему «Коломенское» является природно-историческим?
б) как вы понимаете понятие «природные памятники»?
в) какие природные памятники есть в музее-заповеднике «Коломенском»?
г) почему «Коломенское» называют музеем-заповедником?
д) какие нужно помнить правила поведения в заповеднике?
Памятники природы – тексты, записанные естественной историей. Будь к ним внимательным!

Вы уже знаете, что «Коломенское» интересно памятниками природы. Сегодня мы отправляемся к патриархам «Коломенского» - Дубам.
С собой у нас:
- карандаш
- рулетка
- фотоаппарат
- определитель деревьев
- анкета «Дерево – мой друг».
Каждое дерево – как человек. Оно рождается, растет, взрослеет и стареет. Деревья болеют, страдают от жажды и повреждений, стараются залечить полученные раны. И радуются птицам, собирающих насекомых.
В Москве деревьям особенно нелегко: они закованы в асфальт и задыхаются от выхлопов машин. При этом живут, очищают воздух от пыли, поглощают вредные газы и выделяют кислород. У дубов много повреждений, некоторых из них даже можно назвать инвалидами, но они все также создают прохладу в летний зной, дают приют птицам.

ДРЕВНИЕ ДУБЫ КОЛОМЕНСКОГО
В 1380 году после победы на Куликовом поле, в Коломенском останавливались войска Дмитрия Донского перед торжественным вступлением в столицу. И «Князь же великий прежде прийде в Коломенское село, и ту нача ждати брата своего князя Владимира».
От этого времени в Коломенском остались гигантские древние дубы, посаженные в память о победе. Неподалеку от Сытного двора, правее липовой аллеи, растут самые старые в Москве дубы. Три из уже отжили свой века, четвертый – наиболее ветвистый и могучий – еще полон сил. Его называют «старейшиной». Вблизи стоят четыре мощных дуба, чей возраст немного меньше. Самый высокий дуб достигает 28 метров, самый мощный – 125 см. в диаметре.
Древние дубы – своеобразный символ Коломенского. Охраняется государством. Многое делается для сохранения дубов. Раннее стволы окружали железом. Теперь его сняли, провели лечение и обработали дупла, очистили от пораженной грибком древесины, поставили пломбы.

Анкета «Дерево – мой друг».
Выбери дуб, который тебе больше всего нравится. Подойди и потрогай его, почувствуй его запах, прислушайся к жизни, пульсирующей в нем. Аккуратно коснись его листьев. Почувствуй его дыхание, его тепло. С помощью точных приборов ученые установили, что деревья по-разному реагируют на приближение человека. Каким именем ты назвал бы свое дерево? А теперь расскажи нам о своем дереве.
Выясни, используя определитель, вид дерева.
Почему ты выбрал это дерево?
- самое старое;
- самое высокое;
- самое красивое.

Примерный возраст:
- старое дерево;
- дерево среднего возраста;
- молодое дерево.

Размеры дерева:
Примерная высота _________ метров
Высота ствола до первых сучьев ________ метров
Окружность ствола на высоте 1.3 м ________ метров
Для того чтобы определить примерную высоту дерева (СD) возьми карандаш. Удерживая его в вытянутой руке, отходи от дерева, пока основание и верхушка дерева и концы карандаша полностью не совпадут. Затем измерь расстояние от тебя до дерева (FD), умножь на длину карандаша (АВ) и раздели на длину вытянутой руки (FВ). Не забудь все измерения проводить в одних единицах, например, в метрах.
Нарисуй или сфотографируй свое дерево, постарайся зарисовать его лист (фотографии или рисунки приложи к анкете).

Происхождение дерева (если есть информация):
- естественное;
- посадка.

Кого ты наблюдал на дереве?
- птиц;
- насекомых;
- белок;
- кого-то еще.

Какие растения окружают твое дерево?

- иные деревья
- кустарники
- травянистые растения

В каком состоянии находится дерево?
- хорошее
- ослабленное (меньше половины сухих ветвей в кроне)
- сильно ослабленное (половина сухих ветвей в кроне)
- усыхает (более половины сухих ветвей в кроне)

Наличие повреждений:
- дупла;
- выступающие поврежденные корни;
- отставание коры на стволе;
- повреждения вредителями листьев (хвои);
- повреждения вредителями ствола;
- ветви, сломанные ветром;
- продольные трещины;
- иные.

Повреждения, нанесенные человеком:
- сломанные ветви;
- надрезы;
- зарубки;
- иные механические повреждения;
- вытаптывание;
- замусоривание;
- близость автодорог;
- близость промышленных предприятий;
- загрязнение химическими препаратами, применяемыми для борьбы с гололедом;
- въезд на машинах;
- иные.

Что необходимо сделать взрослым, чтобы сохранить твое дерево?
- придать статус памятника природы;
- огородить;
- вылечить дерево;
- что-то еще.

Что ты готов сделать сам, чтобы сохранить свое дерево?
- взять над ним шефство;
- убрать вокруг мусор;
- повесить кормушки для птиц;
- повесить скворечники, синичники (не прибивая гвоздями!);
- вести регулярное наблюдение за состоянием дерева, чтобы не допустить его гибели;
- что-то еще.

Попробуй узнать у местных жителей (в архивах, библиотеках) легенды, воспоминания, стихи и рассказы, связанные с твоим деревом и приложи к анкете.

Если каждый из нас будет относиться к своему дереву как к другу и поможет сохранить его –
все вместе мы сохраним наш город зеленым и красивым!

 

ЭКСКУРСИЯ В "ГОЛОСОВ ОВРАГ" К ВАЛУНАМ "ДЕВИЧИЙ КАМЕНЬ" И "ГУСЬ-КАМЕНЬ".

Объект исследования нашей экскурсии – Голосов овраг. На территории музея-заповедника «Коломенское» располагаются интереснейшие геологические памятники: Голосов (Дворцовый) и Дьяковский овраги. На карте 18 века овраг назван Власиев – по имени языческого бога древних славян Велеса (Волоса). Позднее его стали называть Голосов овраг.

Вопрос: какое интересное название «Голосов»? Каково его происхождение?

Чуть далее находится другой крупный овраг – Дьяковский. Эти овраги, идущие в наши дни почти до Каширского шоссе, считаются памятниками природы. Они дают возможность проследить геологическую историю Земли от Юрского периода до наших дней, т.е. на протяжении почти 200 миллионов лет.

Вопрос: из текста мы узнали, что Голосов и Дьяковский овраги тоже относятся к памятникам природы. Почему?

Вопрос: как ты понимаешь «геологическая история земли»?

Вопрос: какие признаки прошлого Земли мы можем увидеть?

Задание: зарисуй или сфотографируй наиболее значимые признаки прошлого.


Задание: опиши увиденные тобой геологические обнажения, их состояние:
- хорошее,
- удовлетворительное,
- плохое (с указанием повреждений),
- негативные изменения возникшие в результате воздействия человеческой деятельности.

Вопрос: как используется Голосов овраг?
(Рекреационное направление: прогулки, физико-оздоровительный отдых, экскурсионные занятия, научный мониторинг).

Вопрос: какие проводятся мероприятия по сохранению оврагов и достаточны ли они?

Вопрос: твое участие в сохрани оврага?


Следующие объекты нашей экскурсии: валуны, которым народная молва издавна приписывает целебные свойства. Называют их поэтично – «Девичий камень» и «Камень-гусь». Замечательный природный ландшафт Коломенского, с древними храмами, садами, оврагами часто служил местом действия средневековых легенд.
Одна из таких легенд связана с огромным, причудливой формы камнем, лежащим на откосе правой стороны Голосового оврага. Поверхность этого камня в виде «головок младенцев». Наши предки считали его исцеляющим от бесплодия. Женщина ложилась на него лицом вниз и читала молитвы, прося даровать ей ребенка. Этот камень называют Девий.
Другой крупный валун, представляющий собой сцементированный кварцевый песчаник, называется Гусь-камень, или по-другому, Голова коня. У него своя легенда. Якобы Георгий Победоносец по Голосову оврагу гнался на коне за змием и сразил его. Но конь погиб и его голова превратилась в камень.
До сих пор люди завязывают ленточки у Гусь-камня. Все это отголоски языческих верований, возникших еще во времена ранних славян.

"Откуда, на каком коне сюда приехал этот камень?
Насколько то известно мне
Его ледник лишь мог оставить.
Оторванный от финских скал,
Вмороженный в морскую льдину,
Он пол-Европы пропахал
И округлил бока и спину".
(Рогоцкий)

Почему автор стихотворения считает что этот камень «приехал»?
Мог ли валун с финских скал попасть на территорию Коломенского?
Из стихотворения Рогоцкого откуда же эти валуны?
Можно ли их назвать памятниками природы?
Попробуй узнать у местных жителей (в архивах, библиотеках) легенды, воспоминания, стихи, рассказы об этих валунах.
Почему народная молва приписывает целебные свойства валунам?
Как бы Вы могли бы объяснить их необычную форму? Какие процессы могли происходить во время путешествия валунов?


СЛОВАРИК
Коломень (тюркское): «окрестность».
Колм: финно-угорское – Коломище – «могилище».
Коллома (тюркское-половецкое): «охранение», «обеспечение».
Кашира (тюркское) – кош: «юрта», «стан».
Кешир (тюркское): переправа через реку.


Сценарий экологического спектакля по произведению М.М.Пришвина
«СТАРЫЙ ГРИБ»


Действующие лица: Автор, Грибник, Паучок, Птички.

Автор. И вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю. Было это под осень, когда березки и осинки начинают сыпать на молодые елочки вниз золотые и красные пятачки. День был теплый и даже паркий, когда грибы лезут из влажной, теплой земли. В такой день, бывает, ты все дочиста выберешь, а вскоре за тобой пойдет другой грибник и тут же, с того самого места, опять собирает, ты берешь, а грибы все лезут и лезут.
Грибник. Но в этот раз мне с грибами не везло. Набрал я себе в корзину всякую дрянь: сыроежки, красноголовики, подберезники, а белых грибов нашлось только два. Будь бы боровики, настоящие грибы, стал бы я, старый человек, наклоняться за черным грибом! Но что делать, по нужде поклонишься и сыроежке.
Автор. Бывают ручейки в наших лесах, от ручейков расходятся лапки, от лапок мочежники или просто даже потные места. До того ему пить хотелось, что, пожалуй бы, даже и мокрой землицы попробовал. Но ручей был очень далеко, а дождевая туча ещё дальше: до ручья ноги не доведут, до тучи не хватит рук.
Грибник. И слышу я, где-то за частым ельничком серенькая птичка пищит.
Птичка. Пить, пить!
Грибник. Это, бывает, перед дождиком серенькая птичка – дождевик – пить просит.
Птичка. Пить, пить!
Грибник. Дурочка, так вот тебя тучка-то и послушается.
Автор. А птичка тоже по-своему все пищит.
Птичка. Пить, пить!
Грибник. Продвинулся я осторожно, бесшумно в частом ельнике, приподнял одну веточку: ну, вот и здравствуйте!
Автор. Через это лесное оконце ему открылась поляна в лесу, посредине ее две березы, под березами пень и рядом с пнем в зеленом брусничнике красная сыроежка, такая огромная, каких в жизни своей я еще никогда не видел. Она была такая старая, что края её, как это бывает только у сыроежек, завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, притом наполненная водой.
Грибник. Повеселело у меня на душе. Вдруг вижу: слетает с березы серая птичка, садится на край сыроежки и носиком – тюк! – в воду. И головку вверх, чтобы капля в горло прошла.
Птичка. Пить, пить!
Автор. Пищит ей другая птичка с березы. Листик там был на воде в тарелке – маленький. Вот птичка клюнет, вода дрогнет, и листик загуляет.
Грибник. А я-то из оконца вижу все и радуюсь и не спешу: много ли птичке надо, пусть себе напьется, нам хватит!
Автор. Одна напилась, полетела на березу. Другая спустилась и тоже села на край сыроежки. И та, что напилась, сверху ей…
Птичка. Пить, пить!
Грибник. Вышел я из ельника так тихо, что птички не очень меня испугались, а только перелетели с одной березы на другую. Видно, делать нечего. Покряхтел я, покряхтел, опустился на свои старые колени и лег на живот. По нужде, говорю, поклонился я сыроежке.
Автор. А птички-то! Птички играют свое…
Птички. Пить, пить!
Грибник. Нет уж, товарищи, – сказал я им, – теперь больше не спорьте: теперь я добрался и выпью.
Автор. Так это ладно пришлось, что когда он лег на живот, то его запекшиеся губы сошлись как раз с холодными губами гриба. Но только бы хлебнуть, перед собой в золотом кораблике из березового листа на тонкой своей паутинке спускается в гибкое блюдце паучок. То ли он это поплавать захотел, то ли ему надо напиться.
Грибник. Сколько же вас тут желающих! Ну тебя…
Автор. И в один дух выпил всю лесную чашу до дна.
Но рассказ о старом грибе – это только начало моего большого рассказа о лесе. Дальше будет о том, что случилось со мною, когда я напился живой воды.
Это будут чудеса не как в сказке о живой воде и мертвой, а настоящие, как они совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши – не слышим.
 

 

115446, Россия, г.Москва, ЮАО,  район Нагатино-Садовники, Коломенский проезд, д.16, ГОУ СОШ № 940.

телефон директора: (499) 618 21 94  e-mail: sch940@mtu-net.ru

Используются технологии uCoz