ГЛАВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭП ДОКУМЕНТЫ МАТЕРИАЛЫ МЕТОДИКИ ЭКО-ТРАДИЦИИ ФОТОГАЛЕРЕЯ ГОСТЕВАЯ

Об особенностях модульного интегрированного курса экологической направленности (5-6 классы).

«ДОМ.ОЙКОС.ЭКОНОМИКА.ЭКОЛОГИЯ»
Заключительный урок по природоведению  в 5 классе.

«ПРОСТРАНСТВА РОССИИ». Семинар по курсу «география России» для 8 класса.

Тезисы: « Методические подходы к созданию пропедевтического и интегративного курсов естествознания».

Модель непрерывного экологического образования

"МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО И ИНТЕГРАТИВНОГО

КУРСА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ"

Тезисы
 

1. Цель курса: формирование личной культуры ребёнка, включающей развитость миропонимания, широту кругозора, эмоциональную восприимчивость, ценностную значимость норм поведения, творческое владение методами деятельности, исследовательской культуры.

2. Актуальность цели курса определяется состоянием социального и образовательного поля нашего времени:
- историческое время « неумолимо сжимается». Происходит резкая смена социальных условий, что требует социальной динамичности личности.
- краткость, синхронность, глобализм, столкновение культур.
- информационный вал.
- господство виртуальной реальности над объективной.
- орудийная цивилизация (ТВ, интернет, компьютер), исключающая субъективное, личностно- смысловое пространство.
- плоды познания доступны, покупаемы.

3. Сферой деятельности человека оказывается самоизменение, осуществляемое в свободное время, «в свободно определяемой моей волей».
Для осуществления свободы самоопределения человеческих поступков, развёртывание и формирование собственных смыслов - необходимость.
Возможность их формирования только в диалоге (с природой, иными культурами, человека с человеком).

4. Задача курса: сохранить, развить природную целесообразность познания ребёнка :
- не нарушать исходного момента мыслительного процесса – «Я сам»; открытия; наблюдения; самонаблюдения;
- единство; монизма познания;
- соблюдение универсального принципа превращения психического развития ребёнка;
- распределение активности в пространстве и времени, потребность внутреннего покоя;
- создание единого поля культуры в отношениях «ученик - учитель».

5. Пропедевтический и интегративный курсы естествознания – это постоянный поиск подходов и методов познания и деятельность. При проведении занятий стараться приблизить учебный процесс к естественному процессу познания. Признавая механизмом любой мысли, любого исследования является диалог – при проведении занятий по естествознанию мы старались исключить: монологовость, по мере возможности преодолеть рамки урочно – отметочной системы, так как эти стороны учебного процесса исключают саму суть образования – «живое знание», духовную интеллектуальную деятельность ученика и учителя. Первого превращает в пассивного слушателя, эксплуатируя только его механическую память; второго - в – транслятора, передающего формальные знания, зачастую несоответствующие времени.

6. С этой целью обычный класс превращается в сообщество исследователей ( школа Толстого, Липмана, ШДК). Роль учителя в данном сообществе, в отличие от традиционного ( эксперта, судьи, энциклопедиста с готовыми на всё ответами) – обозначить проблемное поле, организовать поиск в неизведанное.

7. При обсуждении ученики продуцируют, обсуждают идеи, проясняют понятия, развивают гипотезы, оценивают возможные последствия. При таком построении отношений ученики учась, в то же время наслаждаются интеллектуальным общением, развивают навыки исследования, выясняют суть образованных понятий; осознают свою взаимозависимость и в то же время признают за каждым право на особую точку зрения и видения; достигают единой награды: расширение своего кругозора, выявление незнания, использование материала из разных областей в интегрированном и концентрированном виде.

8. Особенность данных занятий ещё и в создании «свободного пространства и времени»: неспешного обсуждения, которое не должно быть направлено на необходимые решения (оценить, пройти, закрепить, «как правильно», не тащить, не подталкивать, исключить силовое давление, так как ускорение свидетельствует только о силах самого учителя, ничуть не способствуя развитию сил ребенка. Помнить, что «естественный ребёнок» не любит помощи и с бесконечным терпением будет добиваться поставленной им самим цели.

9. Для подобного рода занятий нами составляются ряд вопросов, текстов, практических работ, которые играют роль катализатора дискуссий и группового обсуждения.

10. Типичная последовательность «объяснение – условие – самостоятельные действия» принятая при традиционно-организованном обучении « по программам» переворачивается и принимает вид: самостоятельное «действия – условие – объяснение». Последнее является основной естественной «саморазвивающейся среды», в которой ребенок, возводит структуры собственного интеллекта «школа мышления».

11. В пропедевтическом курсе 5-6 классов значение придает первым урокам: «что мы хотели бы узнать на уроках естествознания», «наши вопросы», «гипотезы откуда всё произошло», «сказания и мифы народов мира». Обнаружение загадок происхождения мира, жизни, человека, явлений природы дает возможность конкретизации, индивидуализации подходов, структурирования содержания программ и форм деятельности.

12. В 6-м и последующих классах ученики включены в проектную работу основную на многолетних наблюдениях (как наблюдение природных явлений, их связи и прогнозирование; соотношение природных явлений с народными приметами).

13. В интегративном курсе 11 класса мы возвращаемся к « нашим вопросам», проблемам, которые мы выделили в пропедевтическом курсе естествознания 5 класса, сводя воедино вопросы и ответы, наработанные за годы учебы. «Мои знания» стараемся применить к решению проблем, решаемым всем человечеством.
Навыки исследовательского мышления, заставляют задуматься о возможных последствиях реализуемых ими действий, вызывает потребность к интегрированным знаниям.
Здесь же, исходя из моего внутренне - целевого мир и его сравнения, анализа с реальным, фактическим, рождаются новые вопрошания, точки удивления, выявляются новые области незнания, новые горизонты развития.

 

115446, Россия, г.Москва, ЮАО,  район Нагатино-Садовники, Коломенский проезд, д.16, ГОУ СОШ № 940.

телефон директора: (499) 618 21 94  e-mail: sch940@mtu-net.ru

Используются технологии uCoz