ГЛАВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭП ДОКУМЕНТЫ МАТЕРИАЛЫ МЕТОДИКИ ЭКО-ТРАДИЦИИ ФОТОГАЛЕРЕЯ ГОСТЕВАЯ

Тема городской экспериментальной площадки:

"ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ"

КОНЦЕПЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ 2009

1. Данные об образовательном учреждении

Государственное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа № 940

 1.1  Название ГЭП: Формирование ключевых образовательных компетентностей учащихся средствами экологического образования в интересах устойчивого развития.

1.2 Количество обучающихся: 250

1.3 Количество обучающихся, задействованных в ГЭП: 152

1.4 Директор

1.4.1 Иваненко Елена Вячеславовна

1.4.2 Телефон / факс директора: 8 499 618 21 94

1.4.3 E-mail школы: sch940@sinergi.ru

1.5 Научный руководитель

1.5.1 Ягодин Геннадий Алексеевич, доктор химических наук, профессор, академик РАО

1.5.2 телефон/факс 8-495-727-08-22

1.5.3 электронная почта eomioo@rambler.ru

1.5.4. Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева

1.5.5. Центр экологического образования и устойчивого развития (ЦЭОУР) МИОО

 1.6 Научный консультант

1.6.1Кавтарадзе Дмитрий Николаевич, доктор биологических наук, профессор

1.6.2 Телефон 974-94-19

1.6.3 E-mail  Kavtaradze@spa.msu.ru

1.6.4  МГУ им. Ломоносова

1.7 Web-site http://sustdev.narod.ru/ и http://learning.9151394.ru.

 

2. Данные о масштабе и исполнителях экспериментальной работы

2.1 Статус экспериментальной площадки

ГЭП 1-го уровня

2.2 Ступень обучения, на которой осуществляется эксперимент

Начальная школа, средняя школа, старшие классы. 

 

2.3 Состав и количество участников эксперимента

2.3.1 количество Учащихся: 152

2.3.2 количество Педагогов: 8

2.3.3 Других участников эксперимента: 3

 

2.4 Взаимодействие ОУ с научными и другими организациями

МГУ им. М.В. Ломоносова, РХТУ им. Д.И. Менделеева, МНЭПУ, МПГУ.

3.Данные о содержании ОЭР

3.1 Проблема, на решение которой направлена экспериментальная деятельность, обоснование актуальности. Рассмотрение мирового опыта по данной теме.  

ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ.

1.      Стратегия Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития (совещание высокого уровня представителей министерств охраны окружающей среды и образования, Вильнюс, 17-18 марта 2005 года). Разработана по инициативе Российской Федерации и Швеции.

2.      Концепция перехода РФ на модель устойчивого развития (1996 год).

3.      Экологическая доктрина РФ (2002 год).

4.      Экологическая доктрина города Москвы (2005 год).

5.      Городская целевая программа развития образования «Столичное образование – 5» на 2009-2011.

6.      Приложение к постановлению Правительства Москвы № 219-ПП от 28.03.2006 г. «Целевая среднесрочная экологическая программа г. Москвы на 2006-2008 годы».

7.      Материалы парламентских слушаний на тему: «Об участии Российской Федерации в реализации стратегии Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития» (25 мая 2006 г.).

  1. Указ Президента РФ №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» (4 июня 2008 г.).

   В марте 2005 г. министры образования и охраны окружающей среды европейских стран приняли стратегию образования для устойчивого развития. Это событие положило начало объявленному ЮНЕСКО Десятилетию образования в интересах устойчивого развития (2005–2014 гг.). Образование в интересах устойчивого развития - это обширная и всеобъемлющая концепция, охватывающая связанные между собой экологические, социальные и экономические проблемы. Она расширяет концепцию экологического образования, которая во всё большей степени ориентируется на широкий круг вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности и управлением факторами риска. В связи с этим экологическое образование для устойчивого развития можно рассматривать в контексте формирования ключевых представлений и навыков, обеспечивающих социально приемлемый уровень безопасности при взаимодействии людей с окружающей средой. Важность данной проблемы заключается в необходимости включения в федеральные государственные стандарты основного общего образования основ экологических знаний, согласно указу Президента РФ (№ 889 от 4 июня 2008 г.).  

        Для решения поставленных задач необходимо осуществить кардинальные изменения в сознании каждого человека, чтобы добровольно принять ограничения и запреты, диктуемые законами развития биосферы.  Это требует, в свою очередь, изменения многих стереотипов поведения людей, механизмов экономики и социального развития.

           Фундаментальные основы образования для устойчивого развития неразрывно связаны с целевыми установками  Городской целевой  программы  развития образования «Столичное образование-5», где отмечается необходимость использования в системе школьного образования компетентностного и системно-деятельностного подходов, ориентированных на  использовании современных  педагогических технологий, обеспечивающих развитие у школьников собственной мотивации и ответственности за результат обучения. Большое внимание уделяется исследовательской и проектной деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение состояния окружающей среды, что способствует становлению гражданской позиции и  социальной активности старшеклассников, выработке навыков безопасного поведения в окружающей среде.

В настоящее время в России происходит становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. В образовании в интересах устойчивого развития ставятся следующие цели обучения:

учиться изучать (в качестве целевых ориентиров обучения выступают постановка аналитических вопросов, критическое и системное мышление, решение проблем, ориентация на будущее);

учиться делать (применение знаний в различных жизненных ситуациях, разрешение кризисов и рисков, ответственные действия, самоуважение);

учиться быть самостоятельным (уверенность в себе, самовыражение и коммуникабельность, преодоление стресса);

учиться жить и работать вместе (ответственность, уважение к другим, сотрудничество, участие в демократическом процессе принятия решения, переговоры и достижение консенсуса).

 В основе новой системы образования лежат антропологические принципы, основанные на идеях гуманистической педагогики. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Главная стратегическая линия развития образования состоит в адаптации к изменяющимся природным и социально-экономическим условиям, в необходимости сформировать универсальные компетенции, направленные на  становление социально-личностных качеств  и   надпредметных умений в различных областях знаний.  Для этого необходимо развить активную жизненную позицию учащихся, предоставить им реальное право выбора, критического отношения к существующему многообразию мнений, сформировать систему ценностей для  адекватной самооценки и взаимооценки себя и других.

Для реализации таких подходов помимо учебной, воспитательной и развивающей функций всё большее значение приобретают самообразовательная и стимулирующая функции. Самообразовательная функция  связана с вооружением учащихся методами работы с различными источниками информации, способности анализировать и преобразовывать информацию, аргументировать выводы, обладать способностью переносить знания из одной области в другую, а также  умело применять их на практике для оценки и снижения факторов риска и обеспечения системы жизнедеятельности.  Стимулирующая функция способствует формированию мотивации образования, устойчивого интереса к изучаемому, побуждает школьников к дальнейшему познанию, выработке потребности постоянно пополнять, обновлять, развивать свои знания.

Особое значение приобретают исследовательские и коммуникативные задачи. Исследовательские задачи наблюдать объекты природы и ставить простейшие опыты, проводить исследовательскую деятельность, находить альтернативные варианты решения проблем, моделировать реальные ситуации, оценивать и снижать риски.  Коммуникативные – развитие навыков обучения в сотрудничестве для достижения командного результата, лидерских качеств, культуры  общения,  способов коллективного принятия решений и совместных действий, направленных на улучшение местной экологической обстановки.

Важную роль для решения данных задач играют деятельностные подходы к обучению, основанные на современных педагогических технологиях, дискуссиях, ролевых, имитационных играх, тренингах общения и командной работы, исследовательской  и  природоохранной деятельности, значимой как для самого ученика, так и для общества в целом.

Решению поставленных задач будет также способствовать повышение профессиональной компетенции педагогов в области организации образовательного процесса на субъектной основе, овладение современными  педагогическими технологиями и   принципами организации исследовательской и природоохранной деятельности. Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

 3.2 Объект исследования — экологическое образование в интересах устойчивого развития.

Шагом сдвига в практике экологического образования  является модернизация  экологического образования на основе идей устойчивого развития цивилизации.  При этом роль экологического образования в интересах устойчивого развития (ЭОУР)  особенна, поскольку  направлена на осознание общечеловеческих ценностей, взаимное развитие экономики и природной среды.  Если механизм развития экономики в условиях международной интеграции ещё далеко не выработан, то осознание соблюдения биосферосовместимых принципов деятельности человека, забота о будущих поколениях и условиях их жизни, прекращение потребительского отношения к природе и формирование альтернативной экологической культуры и этики на основе экологического мировоззрения не вызывает противоречий и активно осознаётся  во всех странах мирового сообщества. Экологическое образование в интересах устойчивого развития имеет мировоззренческий характер, требует изменения картины мира с технико-потребительской на эколого-гуманистическую. В условиях мирового экономического кризиса  образование в интересах устойчивого развития  не просто необходимо, но и   может помочь выйти не только из экономического, но и кризиса культурного,  политического, этнического.

До настоящего времени содержание общего образования в нашей стране складывается преимущественно из знаний о прошлом, в меньшей степени о настоящем, и совсем мизерная доля о том будущем, в котором собственно и предстоит жить и трудиться сегодняшним школьникам. Одна из важнейших задач Всемирного десятилетия образования в целях устойчивого развития (2005-2014 гг.) — придать образованию опережающий характер, вести поиск такой его модели, которая могла бы отвечать потребностям не только нынешних, но и будущих поколений. Становятся востребованными умения выпускников участвовать в планировании не только своего будущего, но и социального развития территории своего проживания, предвидении последствий предпринимаемых действий, в том числе и возможных последствий в сфере устойчивости местных природных экосистем. Это делает актуальным включение в число целей и одного из результатов общего образования формирование умения оценивать, прогнозировать и планировать, мыслить творчески, критически и самокритически, видеть варианты решения возникающих проблем на основе социального партнёрства.

Под экологическим образованием в интересах устойчивого развития (ЭОУР) мы понимаем  – опережающее образование для формирования у молодого поколения новых форм мышления и поведения в быстро изменяемой окружающей социоприродной среде. Цель ЭОУР  при этом определяется  как обучение граждан управлению качеством жизни (самореализация личности в благоприятной социоприродной среде), овладение навыками идентификации объективно существующих экологических ограничений экономического развития и адаптации социума к этим ограничениям.

3.3 Предмет исследования

    Предмет исследования:   ключевые образовательные компетентности на основе деятельностных подходов, рефлексивных технологий и системы аутентичного оценивания  личностного роста учащихся.

В качестве ключевых компетентностей для экологического образования в интересах устойчивого развития нами выделяются  следующие:

·         ценностно-смысловые: способность понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, определяющие программу жизнедеятельности в целом;

·         общекультурные: ценностное осмысление природы, бережное отношение к культурно-историческому и природному наследию Москвы, России и мира,  осмысление духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, освоение научной картины мира;

·         учебно-познавательные: формирование функциональной грамотности учащихся в области организации самостоятельной познавательной деятельности, планирования, анализа, рефлексии, адекватной самооценки и целеполагания, способности актуализировать знания полученные в курсах естественнонаучных дисциплин для осмысления проблематики устойчивого развития,  умело применять на практике в исследовательской и мониторинговой деятельности;

·          информационные: умение работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную из различных информационных источников (аудио-, видео-, электронная почта, СМИ, Интернет; развитие навыков  осмысления и поиска путей решения местных и глобальных экологических проблем при помощи инструментов когнитивного мышления;

·          социально-гражданские: практические умения по экологическому мониторингу, овладение навыками изучения и содействия решению экологических проблем своего города, способность принимать решения, ответственность за результат собственной деятельности;

·         коммуникативные: умение слышать и слушать друг друга, способность встать на точку зрения партнёра или склонить собеседника к своей точке зрения, быть контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения общего результата, направленного на содействие улучшению состояния окружающей среды;

·         личностного роста: совершенствование личностных качеств, развитие психологической грамотности, способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки,  забота о здоровье, здоровый образ жизни, формирование внутренней экологической культуры, а также комплекса качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

     Деятельностные подходы, направленные на развитие универсальных компетенций учащихся,  представляют собой совокупность педагогических приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию  критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии при оценке учебной, исследовательской и природоохранной деятельности. Способность мыслить критически, обладать развитыми интеллектуальными качествами  помогает свободно адаптироваться в новой среде, обрести независимость, проявлять активность в познании окружающего мира. На основе этого можно обучить школьников находить информацию в различных источниках, определять причины возникновения экологических проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения, направленные на осмысление и поиск решения социально-экологических проблем на основе анализа информации.

Развитию коммуникативных навыков у учащихся способствуют методы обучения в малых группах сотрудничества. Добиться результата можно только самостоятельной работой каждого члена группы при взаимодействии с другими. Задачей каждого является не просто что-то сделать вместе, а познать объект или явление сообща. Нужно, чтобы каждый участник овладел необходимыми знаниями, сформировал необходимые навыки. При этом вся группа заинтересована в успехе всех участников, поскольку успех команды зависит от вклада каждого члена в отдельности.

Открытость по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя, и ориентация на сотрудничество ученика и педагога в образовательном процессе ставят данные технологии в ряд актуальных педагогических инноваций.

Развитие навыков адекватной самооценки  социально-личностных качеств школьников и общеучебных умений,  предполагает наличие системы ценностных ориентиров, в соответствии с которой   учащиеся смогли бы сверять свои знания, поступки и возможности,  намечать пути личностного роста и самосовершенства. Кроме этого необходимо разработать критерии и количественные показатели для  оценки уровня сформированности ключевых образовательных компетенций учащихся.

Поэтому данная система оценки предполагает разработку методов само и взаимооценки результатов образовательной деятельности и становления социально-личностных качеств учащихся: портфелей достижений (начальная школа), портфелей-отчетов (средняя школа) и портфелей самооценки (старшие классы); отбор рефлексивных технологий.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся в рамках школьного экологического мониторинга направлена на формирование экологических знаний, умений, навыков и мировоззрения на базе практической деятельности учащихся.

Основные формы работ учащихся – практические и проектные, так как именно они способствуют анализу экологических ситуаций, формируют знания о единстве живой и неживой природы, формируют ценностные ориентиры экологического характера и мотивы экологически целесообразного поведения. В процессе работы учащиеся научатся: планировать свою деятельность; прогнозировать возможные результаты; анализировать отобранный материал; сопоставлять факты; овладеют умениями и навыками оценки экологической ситуации. Анализируя результаты исследований, школьники приобретут навыки  работы с литературными источниками,  современными информационно-техническими средствами; научатся представлять результаты исследования перед аудиторией;  защищать свою позицию; оценивать себя и других; пропагандировать экологические знания.

Большая часть учебного времени будет посвящена практической деятельности, направленной на выработку умений и навыков работы с оборудованием, овладение методами ведения мониторинга и навыками исследовательской работы по оценке состояния окружающей среды и поиску путей решения местных экологических проблем. В связи существует необходимость разработки методик, способствующих развитию у учащихся навыков освоения способов выявления, решения и предупреждения экологических проблем, развития опыта практической деятельности по улучшению состояния окружающей среды в ходе разработки и реализации учебных экологических проектов.  

Игровые методы обучения создают образовательную среду, в которой учащиеся активно взаимодействуют друг с другом в процессе обучения. Эти методы обеспечивают обучение в процессе общения участников. В общении участники игры проявляют себя, взаимодействуя друг с другом. Поэтому игровые методы привносят высокий уровень личной заинтересованности, изменение установок, стимулируют интерес в области изучения предмета.

 Овладение педагогами деятельностными подходами, универсальными педагогическими технологиями,  воспроизводимыми на любых предметах,  будет способствовать повышению их педагогического мастерства и профессиональной компетентности.

3.4 Гипотеза эксперимента.

В процессе проведения эксперимента предполагается, что обновлению содержания экологического образования на основе концепции устойчивого развития будут способствовать:

- активное освоение учащимися проблематики устойчивого развития, понимание структуры и взаимосвязи социально-экономических и природных особенностей развития цивилизации  для  благополучного существования  в   быстро изменяющихся условиях;

-  деятельностные подходы, направленные на развитие ключевых образовательных компетенций, способствующие становлению личности школьников,  обеспечивающих  социально приемлемый уровень безопасности при взаимодействии с окружающей средой через образование и социально-личностный опыт;

- создание условий для личностного роста учащихся в общественной деятельности по содействию улучшения состояния окружающей среды в Московском мегаполисе, получение значимого результата, как для каждого ученика, так и для общества в целом;

- создание системы ценностных ориентиров и диагностики для адекватной оценки личностного роста учащихся для экологического образования  в интересах устойчивого развития.

      Развитие ключевых образовательных компетентностей средствами экологического образования в интересах устойчивого развития будет способствовать формированию экологической компетентности старшеклассников.

3.5 Цель эксперимента

Развитие ключевых образовательных компетенций, разработка системы оценочной деятельности уровня их сформированности  для экологического образования в интересах устойчивого развития. 

           Решение данной проблемы будет способствовать становлению социально-личностных качеств,  развитию надпредметных умений, навыков адекватной само- и взаимооценки, направленных на обеспечение индивидуальной  и коллективной ответственности  учащихся и учителей  за результат собственных действий. Формирование единой команды учащихся и учителей для принятия коллективных решений и достижение командного результата, направленного на достижение идей устойчивого развития.

3.6 Направления экспериментальной работы      

  Переход массовой школы от традиционного образования к образованию в интересах устойчивого развития предполагает внедрение личностно ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями, а также перевод обучения на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности. При этом в рамках экспериментальной площадки «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» нами были разработаны и опробованы педагогические технологии, основанные на деятельностных подходах, направленных на развитие навыков работы с различными источниками информации, овладение  коммуникативными качествами, разработана оценка эффективности деятельности учащихся на уроках. Кроме этого нами была показана эффективность психологического сопровождения образовательного процесса, направленная на развитие лидерства, навыков командной работы, толерантности. Развитию навыков исследовательской и природоохранной деятельности, становлению  социально-гражданской учащихся способствовали разработанные нами социально-экологические проекты, выполняемые в рамках школьного экологического мониторинга.   Но вместе с тем ориентация на развитие ключевых образовательных компетенций предполагает необходимость разработки в внедрения системы оценочной деятельности учащихся (аутентичного оценивания, адекватной самооценки, взаимооценки, рефлексии образовательной деятельности). Наряду с этим образование в интересах устойчивого развитие предполагает развитие навыков оценки проблемы и поиска альтернативных путей ее решения, что подразумевает разработку методик конструктивного мышления, при котором различные точки зрения и подходы не противопоставляются друг другу,  а сосуществуют. Этому будет также способствовать разработка и опробование экологических проектов, связанных с поддержанием систем жизнедеятельности, снижением факторов риска, а также поиском путей решения экологических проблем на основе личного участия.

  С учётом вышесказанного можно выделить следующие направления экспериментальной работы

1.      Обновление содержания экологического образования на основе (блок 1):

·         введения проблематики УР на основе регионального материала  по проблеме жизнеобеспечения и качества городской среды;

·         создания базы данных для расширения информационного поля учащихся о глобальных экологических проблемах современности;

·         организации мышления учащихся  для осмысления и поиска решения экологических проблем при помощи инструментов когнитивного мышления;

2.      Создание образовательной среды в соответствии с компетентностным и системно-деятельностным подходами в образовании в интересах  устойчивого развития в  соответствии с  Городской целевой  программой развития образования «Столичное образование-5», основанной на (блок 2):

·         разработке и  реализации  модели непрерывного экологического образования для УР и обеспечение преемственности образования в средней школе;

·         организации деятельности образовательного учреждения на основе индикаторов устойчивого развития;

·         интеграция общего и дополнительного образования в области экологического образования для УР;

3.7 Используемые методики, формы организации работы педагогического коллектива

Активные методы обучения являются составной частью концепции современного обучения. Они стимулируют познавательный интерес, делают процесс обучения разнообразным, раскрепощают личность ребёнка, позволяют проявиться его творческим способностям, помогают установить тесный психологический контакт между учителем и учеником. Суть их заключается в изменении субъектно-объектных отношений: ученик из ведомого превращается в управляющего процессом познания. При этом активно задействуется природная любознательность учащегося, то есть использование активных методов становится элементом положительной мотивации ученика.

Под активными методами обучения в большинстве случаев подразумевают методы, направленные на организацию самостоятельной образовательной деятельности учащихся. Они ориентируются на личность учащихся,  на развитие их творческих способностей, выработку умения выбирать ситуацию, нацеливают на деятельность, стимулирующую «изобретательство» и «открывательство».

Интерактивные методы, основанные на деятельностных подходах, предполагают активное общение между всеми субъектами образовательного процесса и направлены на развитие взаимодействий, объективно возникающих как между учащимися, так и между учениками и учителем.

Все эти методы обучения можно разделить на три группы: индивидуальные, групповые и коллективные.

Индивидуальные методы обучения являются активными по характеру действий, выполняемых учеником: он самостоятельно управляет процессом присвоения знаний, извлекает из имеющихся источников нужную информацию, разделяет её на обособленные блоки, распределяет в определённой последовательности, продвигаясь при этом в удобном ему режиме.

Групповые методы обучения – работа учащихся в группах, анализ конкретных ситуаций, дискуссия, мозговой штурм, выполнение проектов и мини-проектов в наибольшей степени соответствуют понятию «интерактивности», так как состоят из обмена сообщениями, в результате которых формируется новая учебная информация.

Коллективные методы обучения, то есть такие, которые направлены на работу со всем классом, требуют синхронизации действий ученика и учителя для достижения конкретной учебной цели.

Таким образом, в экспериментально-инновационной  работе будут реализованы:

1.      Современные педагогические  технологии, связанные с обучением в малых группах сотрудничества, перекрёстные дискуссии (полемики), дебаты в  рамках трехстадийного подхода (вызов, осмысление, рефлексия)   базовой модели «Чтение и письмо для развития критического мышления»,  направленные на формирование и развитие ключевых образовательных  компетентностей учащихся. Освоение учителями современных педагогических технологий, которые в силу универсальности их характера могут быть использованы на любых предметах, будет способствовать  повышению профессиональной грамотности педагогов.

2.      Система тренингов, игровых упражнений, направленных на осмысление  ситуаций, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности и применение полученных знаний и навыков в реальной жизни.

3.      Совместные тренинги для учащихся и педагогов, направленные на формирование единой команды учащихся и педагогов для принятия коллективных решений в экологическом образовании в интересах устойчивого развития. 

4.      Рефлексивные технологии, связанные с адекватной самооценкой, ответственностью за результат собственных действий, система оценки уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей  учащихся средствами экологического образования.

5.      Диагностика готовности к проявлению учащимися экологической компетентности. Обобщение опыта проявления экологической компетентности учащихся.

6.      Технологии, направленные на развитие навыков анализа ситуации и принятия решения на основе  множества альтернативных точек зрения.

7.      Экологические проекты, направленные на осмысление ситуаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности, снижением факторов риска, а также поиском путей решения экологических проблем на основе личного участия.

3.8 Предполагаемые результаты

3.8.1 Повышение уровня работы ГОУ.

В результате инновационно-экспериментальной деятельности будут:

1.  Опробованы деятельностные подходы (педагогические технологии, тренинги, игровые методы обучения, учебно-исследовательская и социально-значимая природоохранная деятельность) на основе пособия для учителя «Формирование ключевых образовательных компетенций  в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие», направленного на развитие  компетенций учащихся и учителей, обеспечивающих социально приемлемый уровень безопасности при взаимодействии с окружающей средой для реализации экологического образования в интересах устойчивого развития. Разработка и анализ анкет учащихся и учителей.

2. Освоены ключевые представления о среде жизнедеятельности и системах жизнеобеспечения (воздух, вода, почва, пища, жилище, энергетика, транспорт) и снижении индивидуального и коллективного риска, создании условий для благополучия людей в   быстро изменяющихся условиях.

3. Разработаны и апробированы экологические проекты, направленные на осмысление ситуаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности, снижением факторов риска, а также поиском путей решения экологических проблем на основе личного участия.

4. Подготовлен к печати сборник заданий для учащихся «На пути к устойчивому развитию» и методические рекомендации для учителя по формированию ключевых образовательных компетентностей  учащихся для экологического образования в интересах устойчивого развития.

5. Разработана диагностика готовности к проявлению учащимися экологической компетентности. Обобщен опыт  проявления экологической компетентности учащихся.

6. Разработаны и подготовлены к печати методические рекомендации по психолого-педагогическому  сопровождению экологического образования в интересах устойчивого развития  (психологические игры и упражнения, тренинги).

7. Сформирована система ценностных ориентиров для адекватной самооценки личностного роста учащихся и повышения профессиональной компетентности педагогов. Разработаны и подготовлены к печати методические рекомендации для учителя  по аутентичному оцениванию и оценке уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей  школьников.

Внедрение планируемых результатов в образовательный процесс будет способствовать:

- формированию ключевых образовательных компетентностей учащихся, что  обеспечит социально приемлемый уровень безопасности при взаимодействии с окружающей средой, создаст условия для удовлетворения их потребностей в самоактуализации и развитии для реализации экологического образования в интересах устойчивого развития;

- развитию общеучебных умений как деятельностной основы экологически безопасного поведения  в среде мегаполиса;

- становлению единой команды учащихся и педагогов для принятия коллективных решений и выработки командного результата, направленного на воплощение идей устойчивого развития;

- критическому осмыслению социально-экологических проблем, связанных с обеспечением жизнедеятельности, снижением факторов риска, а также поиском путей решения экологических проблем на основе множества альтернатив;

- формированию системы ценностных ориентиров для адекватной самооценки личностного роста учащихся;

- созданию системы оценки образовательной и общественно полезной деятельности, направленной на улучшение экологического состояния Московского мегаполиса;

- повышению психологической готовности к безопасным действиям в условиях природно-социальных рисков мегаполиса.

3.8.2 Разработка новых методик.

Разработка альтернативной системы оценки образовательной и общественно-полезной деятельности учащихся на основе оценочных листов (самооценки и взаимооценки), анкет,  дневников-отчётов и дневников-самооценки.

Аутентичное оценивание.

Технология «Портфель ученика».

Процесс оценочной деятельности, связанный с чтением, письмом, обсуждением, размышлением, целью которого является формирование умений самооценки обучающегося,  называется аутентичным оцениванием. Ориентация на личность ребенка предполагает построение учебного процесса таким образом, что в центре находится ученик, его познавательная, творческая деятельность. Роль учителя несколько иная, чем при традиционном обучении, и сводится к организации, координации учебного процесса. Содержанием образования становятся не только знания, но и приобретенные навыки самообразования, самооценки, способность к сотрудничеству, постановке и достижению собственных целей в образовании.  Ответственность за результат обучения берут на себя сами учащиеся.

Для того чтобы эти цели были достигнуты, не хватает главного звена – способности к объективной самооценке. Вместе с тем психологи подчеркивают важность такого явления как ожидание. Данное понятие включает как внешнюю оценку со стороны учителя, так и самооценку, т.е. ожидания учеников в отношении собственных успехов. Если ожидания высокие, то ученик старается их оправдать, если занижены, то у ученика возникает адекватная реакция, что от него ничего не ждут, значит не стоит и стараться. Таким образом, планка (зона ближайшего развития) у каждого ученика своя, но она должна быть достаточно высокой и в то же время соответствовать способностям и возможностям ученика. Этого можно достичь путем включения школьников в процесс оценки собственной деятельности. Понятие рефлексии гораздо шире самоконтроля и самооценки. Здесь важно, чтобы ученик был в состоянии адекватно оценивать свои знания, поступки и возможности.

Чтобы школьники могли адекватно оценивать себя, необходимо сформировать систему ценностей, в соответствии с которой они бы сверяли свои знания, поступки, возможности. Этим целям соответствует портфель ученика. Портфель ученика содержит конкретное указание, какой материал и по каким параметрам необходимо отбирать. Кроме этого портфель содержит анкеты для родителей, учителей и экспертов, параметры и критерии оценки. Ученик по собственному желанию или по рекомендации учителя  отбирает работы. Отбор работ ведётся по одному или нескольким предметам.

Рефлексивное обучение.

 Рефлексивное обучение - это технология, основанная на диалоге учащегося со своим внутренним «я». Рефлексия может происходить вслух, публично (при желании учащихся), а также в виде письменного  выражения своих мыслей и чувств без последующего обсуждения. Сложность реализации такого вида диалога обусловлена прежде всего психологическими причинами: страх быть осмеянным другими учащимися и недоверием к взрослым. Кроме этого,  учащиеся, как правило, не обучены навыкам оценки полезности своей деятельности, а также деятельности других на уроке. В связи с этим важную роль в повышении качества обучения школьников занимает овладение школьников навыками адекватной самооценки и взаимооценки образовательной деятельности на уроке. Такой вид оценки строится на вопросах: «Чем для меня полезен изученный материал?», «Где я его могу его применить?», «Чему я научился на уроке?», «Что дала мне работа в малых группах сотрудничества?», «Какие ощущения я испытывал во время урока?», «Ощущаю ли я усталость или в конце урока испытываю эмоциональный подъём?», «Какие трудности возникли у меня при выполнении задания?». Такого рода вопросы и составляют содержание анкеты или опросника, позволяющих оценить деятельность учащихся на уроке.

3.8.3 Другие результаты работы.

Разработка критериев и отбор показателей для оценки уровня   сформированности ключевых образовательных компетентностей  учащихся. Выявление механизма перехода ключевых образовательных компетентностей в экологическую компетентность.  Диагностика готовности к проявлению учащимися экологической компетентности. Обобщение  опыта  проявления экологической компетентности учащихся.

3.9 Возможные риски эксперимента

   Недостаточное кадровое обеспечение экспериментальной работы, а также недостаточное финансирование некоторых эколого-образовательных мероприятий и публикаций методических материалов, несоответствие учебного плана школ целям, задачам, основным направлениям экспериментальной деятельности.

 3.11Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления

 3.11.1 Управленческий контроль директора

Научная экспертиза разработок.

Общественно-педагогическая экспертиза разработок.

Публикация результатов в открытой печати.

Психолого-педагогический мониторинг.

Аттестация учащихся и педагогов по результатам экспериментально-инновационной деятельности.

3.11.2 Диагностика результатов учащихся

1.            Стартовая диагностика. Оценка результатов сформированности ключевых образовательных  компетенций учащихся по результатам тестов, контрольных работ, анкет учащихся.

2.            Промежуточная диагностика. Анализ результатов  контрольных работ, портфолио учащихся, анкет и рефлексивных страниц.

3.            Итоговая диагностика. Оценка результатов по презентациям портфелей, исследовательских и проектных работ. Оценка уровня сформированности ключевых образовательных компетенций.

Показатели эффективности применения  методов:

·         повышение мотивации и интереса к учебным занятиям;

·         приобретение навыков принятия решений на основе приобретенных  знаний, умений и навыков;

·         развитие навыков самооценки и взаимооценки, рефлексии личностного роста, образовательной и социально-значимой природоохранной деятельности.

3.11.3 Исследования научного руководителя

       Основные научно-педагогические исследования связаны с развитием фундаментальных основ концепции устойчивого развития, её  развитие в отечественном образовании, изучением теоретических и методологических оснований данной концепции на материале экологии Москвы,  с разработкой  учебно-методического комплекта курса  «Экология Москвы и устойчивое развитие» для общеобразовательных школ города Москвы на основе деятельностного и компетентностного подходов.

       Научный отчёт с детальным анализом  каждого этапа экспериментальной деятельности в соответствии с разработанными основными направлениями деятельности  ГЭП:

-разработка алгоритма работы над экспериментальной проблемой, консультационное сопровождение экспериментальной работы;

- административный и управленческий контроль экспериментально-инновационной деятельности;
- экспертиза методических и учебных материалов - продукта экспериментальной деятельности;
- обеспечение организационных условий для проведения экспериментальной деятельности;
- создание механизма управления качеством экспериментальной работы;
- обеспечение информационных условий для тиражирования результатов экспериментальной деятельности.

4.Организационное и научно-методическое обеспечение экспериментальной деятельности.

4.1 Научно-методическое обеспечение эксперимента.

Данное направление экспериментально-инновационной деятельности является логическим продолжением концептуальных идей, заложенных в рамках городской экспериментальной площадки второго уровня «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». Созданные в процессе работы экспериментальной площадки материалы, послужат основой для дальнейшей экспериментальной работы по теме «Формирование ключевых образовательных компетентностей учащихся средствами экологического образования в интересах устойчивого развития».

4.2 Кадровое обеспечение эксперимента

- научный руководитель эксперимента;

- педагог-организатор эксперимента (координатор экспериментально-инновационной деятельности);

- педагог-психолог сопровождения экспериментально-инновационной деятельности;

- педагог дополнительного образования;

-          учителя-экспериментаторы, осуществляющие подбор, адаптацию и разработку рефлексивных технологий и системы аутентичного оценивания результатов образовательной деятельности, коммуникативных качеств учащихся, направленных на развитие навыков адекватной самооценки, взаимооценки и рефлексивных умений школьников на всех ступенях обучения;

-          учителя-экспериментаторы, проводящие разработку и опробование методик оценки уровня сформированности ключевых образовательных компетенций учащихся в экологическом образовании в интересах устойчивого развития в начальной, средней и старшей школе;

-          учителя-экспериментаторы, ведущие разработку и опробование системы тренингов, игровых занятий, связанных с развитием универсальных компетенций учащихся для воплощения идей устойчивого развития;

-          учителя-экспериментаторы, осуществляющие разработку и опробование технологий, связанных с обучением учащихся и учителей навыкам оценки проблемы и принятия решения;

-          учителя-экспериментаторы, разрабатывающие экологические проекты, направленные на осмысление ситуаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности, снижением факторов риска, а также поиском путей решения экологических проблем на основе личного участия;

-          учителя-экспериментаторы, создающие сборники заданий и методических рекомендаций по обеспечению жизнедеятельности в условиях мегаполиса и управлению факторами риска к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие»;

-          учителя-экспериментаторы, проводящие разработку психолого-педагогического сопровождения к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие», направленного на экологически грамотное поведение в окружающей среде (психологические игры и упражнения, тренинги).

4.3 Материально-техническое обеспечение эксперимента:

  • компьютерный класс;
  • технические средства обучения, в том числе аудио и видео аппаратура;
  • лабораторное оборудование для школьного мониторинга;
  • фонды библиотеки – учебная, учебно-методическая, художественная.

 

115446, Россия, г.Москва, ЮАО,  район Нагатино-Садовники, Коломенский проезд, д.16, ГОУ СОШ № 940.

телефон директора: (499) 618 21 94   e-mail: sch940@mtu-net.ru

Используются технологии uCoz