|
Семинар «ПРОСТРАНСТВА РОССИИ»
по курсу «география
России»
Цель семинара: выявить особенности экологического времени
– связи прошлого, настоящего и будущего.
Задачи:
- развить навыки работы с текстом;
- умение использовать причинно-следственный анализ;
- обосновать суждение;
- умение делать выводы и формулировать их.
Оборудование:
- физическая и политическая карта России;
- книга «Пространства России» (хрестоматия по географии России,
- М., «МИРОС», 1994.)
Экологическое время – время существования культуры, включает в
себя понимание сопряженности традиционных житейских планов с
процессами в природной среде. Как жили наши деды, в каких
условиях, каков был характер деятельности, какие проблемы
(экологические, социальные) он породил? Что нужно сохранить, а
что изменит в будущем?
Мне интересно услышать ваше мнение, вам – узнать, что волновало
и как видели Россию и ее будущее те, кому судьба Родины была не
безразлична. Совпадают ли ваши мнения?
Познакомьтесь с предложенными тестами и вопросами для обсуждения
и заданиями. Последние составлены по хрестоматии «Пространства
России».
1. Россия – факт географический.
a) «Есть один факт, который властно господствует над нашим
историческим движением… Этот факт – географический.» (П. Чаадаев
«Апология сумасшедшего», 1887)
«…мы лишь геологический продукт обширных пространств, куда нас
забросила неведомая центробежная сила, лишь любопытная страница
физической географии.»
(П. Чаадаев «Отрывки и разные мысли», 1828 -50 гг.)
Прав ли Чаадаев, говоря о тесной связи исторического с
географическим фактором? (подтвердите или опровергните его
положение).
б) Проанализируйте отрывки из работ:
М.Бердяев «Судьба России» (хрестоматия с.79-82)
В.Ключевский «Курс русской истории» (там же, с.85-86)
Г.Вернадский «Начертание русской истории» (с.96-98)
Н.Федоров «Философия общего дела» (там же с.31-31)
Выделите моменты взаимосвязи географии, психологии, истории –
характерные для России.
в) «… Это распашка нови рядом с погребением, это – канун,
соприкасающийся с завтрашним днем, это трудное зарождение и
тяжкая агония. Здесь все пахнет известью, ничто не докончено,
ничего не готово для жилья, всюду строительный лом, голые степи;
там – все пахнет плесенью, все становится нежилым, всюду
трещины, обломки, мусор.
Крестьянин, живущий в этих домишках – все в том же положении, в
каком застигли его кочующие полчища Чингиз-хана. События
последних веков пронеслись над его головой, даже не заставив его
задуматься. Это промежуточное существование – между геологией и
историей. У этой формации особый характер, образ жизни,
физиология, но нет биографии…»
Кто дал эту характеристику России? К какому времени она
относится? Согласны ли вы с автором?
(Обратите внимание на слова: «есть физиология, но нет
биографии»).
2. Русские столицы
а) Раскройте положение: «В географии многочисленных русских
столиц как в капле воды отражена история России».
б) Москву часто называют географическим центром Европейской
России… Почему?
в) Н.И.Анциферов в работе «Душа Петербурга. 1922 г.» говорил о
возможных путях развития Российского народа: «… который должен
либо стать навозом для удобрения культур своих счастливых
соседей, либо победить, встав на путь завоевательной политики…».
Согласны ли вы с автором?
г) С появлением Петербурга связывают существование Российской
империи, сменившей собою Московское царство (см.: В.Белинский.
Петербург и Москва. 1845. Хрестоматия с.87-88).
Почему? Речь идет об империи, царстве… А существовала ли
Российская цивилизация?
Как соотносятся понятия империя, царство, цивилизация, культура?
3. Что же такое Россия? Русь?
а) Какова специфика взаимосвязи географического пространства,
истории и психологии русского человека?
б) На основе рассмотренного смоделируйте возможные пути развития
России.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Русские столицы Москва и Петербург». Хрестоматия, М., МИРОС,
1993 г.
2. Пространство России. Хрестоматия, М., МИРОС, 1993 г.
3. А.Рамбо. Живая история древней и новой России. М.,
«Современник», 1994 г., с. 3-20.
4. Знание-Сила, 3/1993 г., Родоман.
5. И.Т. Суравегина. Понятие времени в экологическом образовании.
Биология в школе. №5, 2004. |
|