"МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО И ИНТЕГРАТИВНОГО
КУРСА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ"
Тезисы
1. Цель курса: формирование личной культуры ребёнка, включающей
развитость миропонимания, широту кругозора, эмоциональную
восприимчивость, ценностную значимость норм поведения, творческое
владение методами деятельности, исследовательской культуры.
2. Актуальность цели курса определяется
состоянием социального и образовательного поля нашего времени:
- историческое время « неумолимо сжимается». Происходит резкая смена
социальных условий, что требует социальной динамичности личности.
- краткость, синхронность, глобализм, столкновение культур.
- информационный вал.
- господство виртуальной реальности над объективной.
- орудийная цивилизация (ТВ, интернет, компьютер), исключающая
субъективное, личностно- смысловое пространство.
- плоды познания доступны, покупаемы.
3. Сферой деятельности человека оказывается самоизменение,
осуществляемое в свободное время, «в свободно определяемой моей волей».
Для осуществления свободы самоопределения человеческих поступков,
развёртывание и формирование собственных смыслов - необходимость.
Возможность их формирования только в диалоге (с природой, иными
культурами, человека с человеком).
4. Задача курса: сохранить, развить природную целесообразность
познания ребёнка :
- не нарушать исходного момента мыслительного процесса – «Я сам»;
открытия; наблюдения; самонаблюдения;
- единство; монизма познания;
- соблюдение универсального принципа превращения психического развития
ребёнка;
- распределение активности в пространстве и времени, потребность
внутреннего покоя;
- создание единого поля культуры в отношениях «ученик - учитель».
5. Пропедевтический и интегративный курсы естествознания – это
постоянный поиск подходов и методов познания и деятельность. При
проведении занятий стараться приблизить учебный процесс к естественному
процессу познания. Признавая механизмом любой мысли, любого исследования
является диалог – при проведении занятий по естествознанию мы старались
исключить: монологовость, по мере возможности преодолеть рамки урочно –
отметочной системы, так как эти стороны учебного процесса исключают саму
суть образования – «живое знание», духовную интеллектуальную
деятельность ученика и учителя. Первого превращает в пассивного
слушателя, эксплуатируя только его механическую память; второго - в –
транслятора, передающего формальные знания, зачастую несоответствующие
времени.
6. С этой целью обычный класс превращается в сообщество
исследователей ( школа Толстого, Липмана, ШДК). Роль учителя в
данном сообществе, в отличие от традиционного ( эксперта, судьи,
энциклопедиста с готовыми на всё ответами) – обозначить проблемное поле,
организовать поиск в неизведанное.
7. При обсуждении ученики продуцируют, обсуждают идеи, проясняют
понятия, развивают гипотезы, оценивают возможные последствия. При таком
построении отношений ученики учась, в то же время наслаждаются
интеллектуальным общением, развивают навыки исследования, выясняют суть
образованных понятий; осознают свою взаимозависимость и в то же время
признают за каждым право на особую точку зрения и видения; достигают
единой награды: расширение своего кругозора, выявление незнания,
использование материала из разных областей в интегрированном и
концентрированном виде.
8. Особенность данных занятий ещё и в создании «свободного
пространства и времени»: неспешного обсуждения, которое не должно
быть направлено на необходимые решения (оценить, пройти, закрепить, «как
правильно», не тащить, не подталкивать, исключить силовое давление, так
как ускорение свидетельствует только о силах самого учителя, ничуть не
способствуя развитию сил ребенка. Помнить, что «естественный ребёнок» не
любит помощи и с бесконечным терпением будет добиваться поставленной им
самим цели.
9. Для подобного рода занятий нами составляются ряд вопросов,
текстов, практических работ, которые играют роль катализатора
дискуссий и группового обсуждения.
10. Типичная последовательность «объяснение – условие –
самостоятельные действия» принятая при традиционно-организованном
обучении « по программам» переворачивается и принимает вид:
самостоятельное «действия – условие – объяснение». Последнее является
основной естественной «саморазвивающейся среды», в которой ребенок,
возводит структуры собственного интеллекта «школа мышления».
11. В пропедевтическом курсе 5-6 классов значение придает первым
урокам: «что мы хотели бы узнать на уроках естествознания», «наши
вопросы», «гипотезы откуда всё произошло», «сказания и мифы народов
мира». Обнаружение загадок происхождения мира, жизни, человека, явлений
природы дает возможность конкретизации, индивидуализации подходов,
структурирования содержания программ и форм деятельности.
12. В 6-м и последующих классах ученики включены в проектную работу
основную на многолетних наблюдениях (как наблюдение природных
явлений, их связи и прогнозирование; соотношение природных явлений с
народными приметами).
13. В интегративном курсе 11 класса мы возвращаемся к « нашим
вопросам», проблемам, которые мы выделили в пропедевтическом курсе
естествознания 5 класса, сводя воедино вопросы и ответы, наработанные за
годы учебы. «Мои знания» стараемся применить к решению проблем, решаемым
всем человечеством.
Навыки исследовательского мышления, заставляют задуматься о возможных
последствиях реализуемых ими действий, вызывает потребность к
интегрированным знаниям.
Здесь же, исходя из моего внутренне - целевого мир и его сравнения,
анализа с реальным, фактическим, рождаются новые вопрошания, точки
удивления, выявляются новые области незнания, новые горизонты развития.